Некоторые принципы построения гармонизации на фортепиано:
- Проанализировать мелодию. 1 Определить тональность. 1
- Наметить грани каждого предложения, расставить цезуры. 1
- Выбрать расположение: тесное или широкое. 1 Высокий регистр мелодии обычно гармонизуется широким расположением, низкий — тесным, переходные звуки допускают оба варианта. 1
- Выделить большие мелодические скачки и обозначить в них обязательную смену расположения: в верхнем звуке скачка буквой «ш», в нижнем — «т» (звуки при скачке гармонизуются одной гармонической функцией). 1
- Наметить общий план гармонизации, то есть выяснить, аккордом какой функции следует гармонизовать каждый звук мелодии, учитывая то, что он может являться основным, терцовым или квинтовым тоном трезвучий главных ступеней. 1
- Подписать обозначения аккордов снизу (под предполагаемой линией баса). 1
- Не использовать внутри одного такта больше двух аккордов. 4 Количество аккордов зависит от темпа мелодии: чем подвижнее мелодия, тем реже надо менять аккорды в сопровождении. 4
- Заканчиваться гармонизация всегда должна тоникой. 1
Для решения задач по гармонизации понадобится нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик. 1