Формирование логических универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках русского языка включает развитие умений анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и аналогии. 13
Некоторые методы и задания, которые помогают формировать УУД:
- Разнообразные виды разборов. 1 Фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. 1 Например, орфографический разбор — обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указание способа проверки. 1
- Задания на выделение «лишнего слова». 12 Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово, этими признаками не обладающее. 2
- Работа с текстом. 1 Она требует анализа содержания текста, развития творческих и аналитических способностей (например, придумать заголовок, озаглавить части текста). 1
- Задания проблемного характера. 3 Это задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, в ходе решения которых учащиеся учатся применять ранее усвоенные знания и приобретённые навыки и умения. 3