Да, существует убедительная критика теории отражения как объяснения сознания. 23
Некоторые аргументы критики:
- Термин «отражение» неудачен, так как вызывает представление о познании как о следствии причинного воздействия реального предмета на пассивно воспринимающего это воздействие субъекта. 3 В действительности познание даже на уровне восприятия — это активный процесс сбора информации о внешнем мире. 3
- Теория отражения игнорирует сложный характер сознания, в котором оно не только отражает, но и активно конструирует реальность. 2 Например, кантовский тезис о том, что опыт является результатом сочетания внешнего воздействия и априорных, присущих самому сознанию, элементов, не учитывается теорией отражения. 2
- Исходные положения теории отражения противоречивы и допускают разное понимание. 3
Один из примеров критики — позиция М. А. Лифшица, который выступает против идеи о том, что сознание есть лишь пассивное отражение действительности. 1 Он предлагает рассматривать сознание не как функциональное, слепо зависящее от бытия, а как понимающее условия, при которых появляется иное восприятие, определяющее разницу между иллюзией и реальностью. 1
Таким образом, критика теории отражения направлена на то, чтобы учесть сложный характер сознания и не рассматривать его только как пассивное отражение действительности.