Технология социальной работы — это отрасль социальных технологий, связанная с социальным обслуживанием, помощью и поддержкой людей, попадающих в трудные жизненные обстоятельства. 1 Представляет собой целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизацию в интересах нуждающегося в помощи человека или группы людей. 1
Основные цели технологии социальной работы:
- выявление с помощью имеющегося у социальных служб инструментария социальной проблемы; 2
- своевременная коррекция действий клиента и социального работника; 2
- оказание необходимой социальной помощи. 2
Основные задачи:
- аналитико-прогнозная: выявление и учёт групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров; 6
- диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов; 6
- системно-моделирующая: определение характера, объёма, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи; 6
- проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определённой категории клиентов; 6
- активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи. 6