Педагогические законы — это объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы её самоорганизации, развития и функционирования. 2
Некоторые основные педагогические законы:
- Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. 14 Он показывает влияние общества через социальный заказ образования на цели, содержание, масштабы, средства, методы организации учебного процесса. 1
- Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. 14 Все компоненты обучения влияют на формирование мировоззрения, способностей, черт характера, индивидуальных и личностных качеств, внутреннего духовного мира ученика. 1
- Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. 14 Он показывает, как влияют личностные качества (характер, целеустремлённость, упорство и т.д.) на конечный результат. 1
- Закон целостности и единства педагогического процесса. 14 Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармоничного единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов деятельности, овладения знаниями и развития. 4
- Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. 14 Этот закон подтверждает, что любое научное знание непосредственно или опосредовано служит практике и в конечном счёте из неё выводится. 4
- Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности. 4 Эти виды организации учебной деятельности в реальном учебном процессе могут выступать отдельно или совмещаться, взаимопроникать. 4
Закономерности обучения — это те явления, принципы и взаимосвязь между ними, соблюдение которых ведёт к достижению целей и задач обучения. 1 Учёные-педагоги подразделяют их на общие и частные: 1
- Общие охватывают всю систему обучения (закономерность цели обучения, содержания обучения, качества обучения, методов обучения, стимулирования обучения и управления (контроля) обучения). 1
- Частные — это те, которые распространяются на отдельный (частный) объект системы обучения. 1 Например, зависимость результата обучения от продолжительности обучения, от поставленных целей, от применяемых форм и методов, от желания и умения учиться, от усердия, от психо-физиологических возможностей и т.д.. 1
Также выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения: 4
- Внешние характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определённом типе личности и уровня образования. 4
- Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами. 5