Нейромифы — это неправильные представления о развитии и функционировании мозга, которые возникли из-за недопонимания, неверного толкования или цитирования научных фактов. 1
Нейромифы мешают обучению, поскольку на их основе создаются методики, задания и учебники, которые некоторые педагоги применяют на практике. 1 Например:
- Миф о «стилях» обучения. 2 Согласно ему, обучение будет эффективнее, если ребёнок получает информацию в «доминирующем» стиле в зависимости от того, к какой группе по восприятию он относится — «аудиал», «визуал» или «кинестетик». 1 Однако научного подтверждения этому мифу нет: дети учатся лучше, если получают мультимодальную информацию, то есть ту, которая обрабатывается посредством различных органов чувств. 1
- Миф о «правополушарных» и «левополушарных» особенностях детей. 1 На основе этого заблуждения создаются методики и учебники, «тренирующие» одно из полушарий. 1 Это может необоснованно разделять детей из-за принадлежности к тому или другому «типу» восприятия, что становится предпосылкой для неадекватных методов коррекции школьных проблем. 1
- Миф о развитии интеллекта через прослушивание классической музыки. 1 Научного обоснования «эффекта Моцарта» нет: разумное прослушивание классической музыки детей разных возрастов хоть и полезно, но не оказывает влияния на интеллектуальное развитие. 1
Распространённость нейромифов является фактором риска при разработке теорий обучения, новых методик и подходов в образовании, а также приводит к потенциальным рискам физического и психического здоровья не только детей, но и взрослых. 2