Монтессори-педагогика — это педагогическая система, основанная на естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребёнка. 5 Её суть в том, что ребёнок играет активную роль, а взрослый выступает как помощник, стимулирующий его интересы. 2
Основные принципы Монтессори-педагогики:
- Возрастное разнообразие. 2 Учащиеся любых возрастов обучаются вместе, что способствует формированию лидерских качеств у старших и заботливого отношения у младших. 2
- Подготовленная среда. 2 Обучение происходит в специально организованных игровых комнатах, где есть разные зоны для естествознания, практической жизни, сенсорной, языковой и математической деятельности. 2
- Роль взрослого. 2 Он не наставник, а поддерживающая фигура, которая старается заинтересовать ребёнка. 2 Педагог не навязывает свою точку зрения и не направляет детей к нужным ответам. 2
- Развитие чувств и моторики. 2 Внимание уделяется формированию чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, и мелкой моторики через деятельность с мелкими предметами. 2
- Уважение к ошибкам. 2 Ребенку в системе Монтессори позволяется совершать неверные шаги, так как это является частью процесса обучения и развития. 2
- Самостоятельность. 2 Ставится акцент на развитие самостоятельности ребёнка. 2 Материалы и пособия располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно выбирать и убирать их. 2
Отличие Монтессори-педагогики от вальдорфской заключается в следующих аспектах:
- Учебная программа. 1 Академические предметы в вальдорфских школах вводятся намного позднее, чем в школах Монтессори. 1
- Метод. 1 В Вальдорфе дети младшего возраста чаще всего занимаются чем-либо в группах под руководством воспитателя. 1 В Монтессори детей не собирают в одновозрастные группы, а вместо этого группируют их по возрастным периодам (3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет). 1
- Роль фантазии. 7 В системе Монтессори детям часто предлагаются совершенно реальные фигуры и изображения предметов окружающей действительности. 7 В вальдорфской педагогике, напротив, искусству принадлежит центральная роль. 7