Модель Кано (Kano Model) — это метод измерения эмоциональной реакции клиентов на отдельные атрибуты продукта или услуги. 2 Он помогает оценить важность отдельных характеристик и применяется для разработки продукта/услуги и повышения потребительской удовлетворённости. 2
Модель была разработана в 1984 году японским консультантом в области управления качеством Нориаки Кано. 2
Визуально модель Кано представляет собой систему координат, в которой горизонтальная ось — степень удовлетворения требований клиента от 0 до 100% (от полностью невыполненных требований до выполненных в полном объёме), а вертикальная — эмоциональная реакция на свойства продукта от 0 до 100% (от крайнего неприятия до восторга). 2
В модели Кано все атрибуты продукта/услуги можно разделить на пять категорий в зависимости от степени их функциональности и от того, какую реакцию у клиентов вызывает отсутствие или наличие этих атрибутов: 2
Модель Кано применяется для оценки инвестиций в проект, позволяя определить те атрибуты, в которые стоит вкладываться, и те, которые либо никак не влияют на результат, либо могут привести к потерям. 2