Комплексный анализ текста — это вид работы, при котором его структура рассматривается с разных позиций разделов лингвистики. 1
Цели комплексного анализа текста:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; 1
- выявление выразительных возможностей единиц языка; 1
- знакомство с особенностями организации текста как динамической системы речевых средств. 1
Задачи комплексного анализа текста:
- научить понимать содержание и смысл исходного текста; 1
- определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы; 1
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований); 1
- овладевать нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; 1
- связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 1
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся. 1
Во время комплексного анализа текста могут использоваться следующие виды разбора:
- фонетический; 5
- лексический (выяснение значения и смыслов слова, словосочетаний, обнаружение синонимических, антонимических и подобных отношений и понимание их роли для раскрытия замысла автора); 5
- морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте); 5
- морфологический и синтаксический (для уточнения смыслов предложения и микротекста с точки зрения временных, модальных и других грамматических значений); 5
- стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста). 5