Общее в содержании текстов Срезневского и Ушинского заключается в том, что оба учёных считали главной целью преподавания грамматики в школе развитие логического мышления учащихся. 1
Различное заключается в следующем:
- Срезневский видел задачу изучения языка в усвоении его выразительности, в формировании языкового чутья учащихся. 1 Центральное место в его методической системе занимал родной язык, который учёный рассматривал как главный предмет школьного образования, открывающий путь к познанию других наук. 25
- Ушинский выстроил систему обучения родному языку с опорой на педагогический принцип, предполагающий постепенное нарастание сложности при усвоении знаний по грамматике и усиление самостоятельности учащихся при выполнении заданий. 1 Педагог рассматривал язык не столько как систему фонетических, лексических и грамматических единиц для выражения мыслей и чувств или средство общения, сколько как живой организм, рождённый культурой и отражающий этапы духовного развития народа. 3