Некоторые знания и умения будущего первоклассника в области русского языка и чтения:
- По русскому языку:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить; 1
- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие звуки; 3
- определять ударный слог в слове; 1
- делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трёхсложные слова без стечения согласных); 3
- знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы; 3
- находить в тексте описки и орфографические ошибки на изученные правила и исправлять их; 1
- находить в тексте слова, значение которых ещё неизвестно, и уметь искать значение в словарях; 1
- различать слово и предложение, выделять слова из предложений и уметь составлять предложения из набора данных форм слов; 1
- правильно оформлять на письме предложения: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания. 1
По чтению:
- темп чтения вслух — не менее 20 слов в минуту; 1
- чтение должно быть плавным, послоговым, с переходом на чтение полными словами, без пропусков и перестановок букв и слогов; 1
- понимать содержание прочитанного или услышанного текста и отвечать на вопросы по содержанию, подтверждать ответ примерами из текста; 1
- различать некоторые жанры малого фольклора — потешки, загадки, считалки, а также жанры художественной литературы — рассказы и стихотворения; 1
- отличать народные сказки от литературных; 1
- определять последовательность событий в произведении; 1
- давать характеристику и оценку (положительную или отрицательную) поступкам героев; 1
- отличать прозаическую речь от стихотворной; 1
- формулировать своё впечатление от произведения (не менее двух предложений); 1
- задавать вопросы по содержанию произведения; 1
- пересказывать основное содержание произведения, соблюдая последовательность изложения событий (с помощью опорных слов, картинок, схем, вопросов, предложенного плана); 1
- сочинять небольшие тексты по предложенному началу; 1
- ориентироваться в книге по её визуальным компонентам: обложке, оглавлению, иллюстрациям; 1
- объяснять незнакомые слова, прибегая к помощи словаря. 1
Важно помнить, что требования к знаниям и умениям будущего первоклассника могут варьироваться в зависимости от конкретной школы.