Профильная дифференциация отличается от уровневой тем, что она связана с различиями в содержании обучения, а уровневая — с глубиной освоения материала. 5
Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп школьников по программам, которые отличаются глубиной изложения материала, объёмом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. 2 Ученики делают осознанный и добровольный выбор направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. 1
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. 24 Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. 2 Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. 2 На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. 2
При этом профильная и уровневая дифференциация не должны противопоставляться, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга. 34 В учебном процессе могут использоваться одновременно два вида дифференциации: уровневая — при совместном обучении всех учащихся класса, и профильная — при отдельном обучении профильных групп. 4