Принцип гуманизма в педагогике заключается в том, чтобы уважать учащихся, признавать их общечеловеческие и гражданские права, верить в способности и возможности, но при этом быть требовательными к их личности. 1
Принцип научности предполагает ориентацию в процессе воспитательной деятельности на возрастные, половые и психологические особенности учеников, использование при обучении детей научных достижений в педагогической, психологической и прочих сферах. 1
Таким образом, основное отличие заключается в том, что принцип гуманизма фокусируется на уважении и развитии личности учащихся, а принцип научности — на использовании научных знаний и фактов в образовательном процессе.
Принцип гуманизма определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительских учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся. 3 Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. 5