Репродуктивные и продуктивные методы обучения речи отличаются по характеру речевой деятельности детей. 12
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. 1 К ним относятся методы наблюдения, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, театрализованные игры, дидактические игры. 1 Они применяются в словарной работе, при воспитании звуковой культуры речи, формировании грамматических навыков и связной речи. 1
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний. 1 Ребёнок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. 1 В этом заключается творческий характер речевой деятельности. 1 Продуктивные методы используются при обучении связной речи. 1 К ним относятся обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания. 1
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами нет: элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. 2