Некоторые типы мышления, которые выделяют у младших школьников, и их особенности:
- Наглядно-действенное мышление. 34 Для выполнения новой задачи ребёнок совершает ряд реальных действий с предметами: сравнивает, перемещает, классифицирует, экспериментирует и т. д.. 3 Характерные особенности: ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. 5
- Наглядно-образное мышление. 34 Решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, без привлечения практических действий. 3 Например, ребёнок осознаёт общие понятия, объединяющие разные материальные объекты, и понимает, что внешне отличающиеся вещи можно обозначить одним словом. 2
- Словесно-логическое мышление. 34 Решение задач осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. 4 Мыслительный процесс выглядит как цепочка рассуждений, связывающих отдельные понятия и позволяющих сделать некий вывод. 2
В начале младшего школьного возраста доминирующим является наглядно-образное мышление. 4 По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. 4