Прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей отличаются подходом к сбору данных. 13
Прямые методы основаны на непосредственном анализе задачи, стоящей перед специалистом. 12 Такие методы позволяют выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию, независимо от того, запросил её специалист или нет. 12 К прямым методам относят, например, собрание фокус-групп, проведение интервью, анкетирования и опросов. 4
Косвенные методы базируются на изучении мнения людей (специалистов в той или иной предметной области) об их потребностях на основе информационных запросов, анализа цитирования или путём опросов. 13 К косвенным методам относят исследование различных документальных источников, например, анализ аккаунтов потенциальных потребителей в социальных медиа, тематических форумов и блогов. 4
Таким образом, прямые методы фокусируются на конкретной ситуации, в которой действует специалист, а косвенные — на изучении мнений о потребностях людей.