В различных учебных программах могут отличаться подходы к разбору слова по составу. 14 Выделяют два варианта: формально-структурный и формально-смысловой. 14
Формально-структурный подход предполагает следующий порядок разбора: 4
- Определить, к какой части речи относится слово. 4
- Выделить основу и окончание слова, если это изменяемая часть речи. 4
- Выделить корень, подобрав родственные слова. 4
- Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть), доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение. 4
Формально-смысловой подход предполагает следующий порядок разбора: 4
- Установить, к какой части речи относится выбранное для разбора слово. 4
- Если слово изменяемое, выделить формообразующий суффикс или окончание. 4
- Выделить основу (часть слова без окончания и формообразующих суффиксов). 4
- Для выделения словообразующих морфем необходимо сопоставить основу данного слова с производящей основой, то есть основой того слова, от которого образовано данное. 4
- Для выделения корня сравнить ряд родственных слов. 4
Таким образом, в одних программах акцент делается на узнаваемости морфем и внешнем сходстве частей разных слов, в других — на смысловых связях между производными и производящими основами. 12