Подходы неокантианства к теории познания отличаются в зависимости от школы этого философского направления. 1
Марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп и Э. Кассирер) стремилась усовершенствовать теорию познания Канта. 3 Представители этой школы утверждали, что научные объекты не существуют независимо от познающего субъекта, а формируются в ходе активного мыслительного процесса. 1 Они считали, что сущность вещей в себе теряет актуальность, поскольку они не являются чем-то данным, а создаются благодаря теоретической деятельности разума. 1
Баденская школа (В. Виндельбанд и Г. Риккерт) акцентировала внимание на гносеологическом субъекте, чей процесс познания становится культурной нормой. 1 Основное внимание здесь уделялось тому, как культурные ценности и нормы предопределяют способы восприятия и осмысления действительности. 1 Для этой школы знание рассматривалось как стремление к норме, а не как отражение внешней реальности. 1
Таким образом, Марбургская школа фокусировалась на логическом конструировании объектов науки, а Баденская школа — на том, как культурные ценности и нормы влияют на процесс познания. 1