Обыденные представления о воспитании (житейские знания) и научные знания в педагогике отличаются по нескольким параметрам: 1
- Способы получения знаний. 1 Житейские знания получают путём проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. 1 Научные знания приобретают через выдвижение гипотез и проверку логически вытекающих из них следствий. 1
- Характер и структура знаний. 1 Житейские знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. 1 Научные знания носят обобщённый характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. 1
- Способы передачи знаний. 1 Житейские знания передаются в первую очередь на основе собственного опыта, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательные ценности. 1 Научные знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-учёного. 1
При этом житейские знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научных знаний, а сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания. 2