Объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения отличаются характером познавательной деятельности учащихся и деятельностью учителя. 5
Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. 25 При таком методе у учеников формируются лишь первичные представления об изучаемом объекте или процессе, то есть знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. 1 К таким методам относятся, например, рассказ, объяснение, школьная лекция, демонстрация, иллюстрация. 1
Репродуктивный метод направлен на формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. 5 Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. 5 Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу. 5 Результатом использования таких методов является формирование типовых умений и навыков. 1
Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод фокусируется на восприятии и запоминании информации, в то время как репродуктивный метод ориентирован на формирование умений и навыков через повторение и выполнение действий по образцу.