Малоформализованные методы исследования детей включают наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности. 14 Они позволяют фиксировать внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также переживания, чувства, некоторые личностные особенности. 2
Формализованные методы включают тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методики. 4 Для них характерна определённая регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определённые способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого). 14 Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой. 14
Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, а дополняют друг друга. 47 Их сочетание обеспечивает более точные результаты исследования развития интегративных качеств у детей. 1