Линейная и функциональная модели управления в образовательных организациях отличаются подходом к организации структуры управления. 14
Линейная модель предполагает иерархию, где индивидуальные и коллективные субъекты выстроены в порядке подчинения сверху вниз, по принципу единоначалия. 14 К преимуществам такой структуры относят чёткие, ясные и прямые взаимосвязи между элементами, все полномочия исходят от высшего звена управления к низшему. 3 Однако у линейной модели есть и недостатки: высокие требования к руководителю, нехватка звеньев, осуществляющих планирование и подготовку решений, избыток информации. 3
Функциональная модель предполагает выстраивание субъектов в соответствии со своими функциональными обязанностями, где указываются связи координации. 4 К преимуществам такой структуры относят высокую компетентность специалистов, осуществляющих конкретные функции, освобождение линейных менеджеров от специфических вопросов, исключение дублирования управленческих функций. 3 Однако у функциональной модели есть и недостатки: «сверхзаинтересованность» в решении задач «собственных» подразделений, сложности в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами, чрезмерная централизация, неоправданно высокая продолжительность принятия решений, ригидная организационная форма. 3
Для образовательных организаций не характерно присутствие только одного вида структуры управления, чаще всего руководитель выбирает оптимальный способ управления исходя из ситуации. 2