Критерии оценки устной и письменной речи в образовательных стандартах отличаются. 68
Для оценки устной речи учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности усвоения излагаемых знаний, последовательность изложения и культура речи. 1 Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более 1 неточности в речи. 1
Для оценки письменной речи (сочинений и изложений) помимо содержания (соответствие работы ученика теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения) учитываются речевое оформление (разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочётов) и грамотность (число допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических) 247.