Концепции обучения и воспитания в отечественной и зарубежной педагогике отличаются, например, представлениями о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребёнка. xn--j1ahfl.xn--p1ai
Некоторые концепции отечественной педагогики:
- Система общей заботы. www.maam.ru Выдвинута ленинградским учёным И. П. Ивановым в конце 50-х годов XX века. www.maam.ru В основе системы — социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. www.maam.ru
- Школа-комплекс. www.maam.ru Главное преимущество — истинный гуманизм, когда создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребёнка. www.maam.ru Дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). www.maam.ru
Некоторые концепции зарубежной педагогики:
- Вальдорфские школы. www.maam.ru Основатель — Рудольф Штейнер. www.maam.ru Он стремился создать школу, в которой становление личности ребёнка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. www.maam.ru
- «Справедливое сообщество». www.maam.ru psyera.ru Появилась в школах США в 1960-е годы. www.maam.ru В основе системы — идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. www.maam.ru psyera.ru
- Прогматизм (прогрессивизм). xn--j1ahfl.xn--p1ai Представители: Дж. Дьюн, У. Х. Килпатрик, А. Маслоу, Ч. Пирс, У. Джеймс, Э. Кэлли. xn--j1ahfl.xn--p1ai Основные идеи: обучение через деятельность, самореализация личности в русле удовлетворения её прагматических интересов. xn--j1ahfl.xn--p1ai
Таким образом, в отечественной педагогике акцент делается на социально полезную направленность деятельности, сотрудничество детей и взрослых, творчество, а в зарубежной — на формирование целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. www.maam.ru