Концепции обучения и воспитания в отечественной и зарубежной педагогике отличаются, например, представлениями о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребёнка. 3
Некоторые концепции отечественной педагогики:
- Система общей заботы. 1 Выдвинута ленинградским учёным И. П. Ивановым в конце 50-х годов XX века. 1 В основе системы — социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. 1
- Школа-комплекс. 1 Главное преимущество — истинный гуманизм, когда создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребёнка. 1 Дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). 1
Некоторые концепции зарубежной педагогики:
- Вальдорфские школы. 1 Основатель — Рудольф Штейнер. 1 Он стремился создать школу, в которой становление личности ребёнка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. 1
- «Справедливое сообщество». 15 Появилась в школах США в 1960-е годы. 1 В основе системы — идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. 15
- Прогматизм (прогрессивизм). 3 Представители: Дж. Дьюн, У. Х. Килпатрик, А. Маслоу, Ч. Пирс, У. Джеймс, Э. Кэлли. 3 Основные идеи: обучение через деятельность, самореализация личности в русле удовлетворения её прагматических интересов. 3
Таким образом, в отечественной педагогике акцент делается на социально полезную направленность деятельности, сотрудничество детей и взрослых, творчество, а в зарубежной — на формирование целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. 1