Формализованные и неформализованные методы диагностики в детском саду отличаются по характеру проведения и требованиям к процедуре. 12
Формализованные методы предполагают определённую регламентацию, стандартизацию, надёжность и валидность. 2 К ним относятся, например: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. 2 Такие методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты. 2 Однако формализованные методы, как правило, требуют значительных затрат времени и усилий педагога. 1
Неформализованные методы чаще всего не так сильно регламентированы, что порой упрощает процедуру диагностики. 1 К ним относятся наблюдение, беседа и анализ продуктов детской деятельности. 12 Такие методы дают ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). 2 Однако неформализованные методы очень трудоёмки. 2
В дошкольном образовании приоритет отдается неформализованным методам педагогической диагностики. 1