Аналитические и проектировочные умения педагога отличаются по характеру деятельности.
Аналитические умения направлены на изучение фактического состояния дел, на объективную оценку результатов педагогического процесса. dop-obrazovanie.com С их помощью педагог может: dispace.edu.nstu.ru
- расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); dispace.edu.nstu.ru
- осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; dispace.edu.nstu.ru
- находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; dispace.edu.nstu.ru
- правильно диагностировать педагогическое явление; dispace.edu.nstu.ru
- находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы её оптимального решения. dispace.edu.nstu.ru
Проектировочные умения связаны с созданием модели будущего педагогического воздействия (плана работы). dop-obrazovanie.com Они включают в себя: dispace.edu.nstu.ru
- перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; dispace.edu.nstu.ru
- учёт при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств; dispace.edu.nstu.ru
- определение комплекса доминирующих и подчинённых задач для каждого этапа педагогического процесса; dispace.edu.nstu.ru
- отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел; dispace.edu.nstu.ru
- планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований; dispace.edu.nstu.ru
- отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; dispace.edu.nstu.ru
- планирование системы приёмов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; dispace.edu.nstu.ru
- планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью. dispace.edu.nstu.ru
Таким образом, аналитические умения фокусируются на изучении текущего состояния, а проектировочные — на создании модели будущего педагогического процесса.