Знаменная, крюковая и кондакарная нотации отличаются по назначению и характеру записи песнопений. 23
Знаменная нотация использовалась для пения большинства песнопений годового круга. 2 Она представляла собой разветвлённую музыкальную знаковую систему взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов с чётко определёнными функциями. 4 Знаки передавали направление движения звуков, высотный уровень, количество и продолжительность звуков, способы и характер исполнения. 4
Крюковая нотация (также известная как столповая) происходила от ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и была основной формой древнерусской музыкальной письменности. 19 Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. 3 Обозначения были условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева. 3
Кондакарная нотация применялась для пения ограниченного круга песнопений — кондаков, киноников и некоторых других. 2 Она записывалась в две строки: внизу малые, наверху большие кондакарные знаки, или ипостазы. 2 В кондакарной нотации, в отличие от знаменной, кроме палочек, точек и запятых, применялись также и разнообразные «завитушки». 310
Таким образом, знаменная нотация использовалась для записи основного древнерусского церковного пения, крюковая — для напоминания знакомых напевов, а кондакарная — для записи песнопений с мелодическими украшениями 356.