Внешний и внутренний мониторинг в образовательной системе отличаются направленностью и целями. 13
Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями. 13 Для этого используют тесты для проведения экзаменов, контрольные срезы. 13 К процедурам внешнего мониторинга относятся, например, государственная итоговая аттестация, всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней. 5
Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс. 3 Он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? 3 Соответствуют ли методы и приёмы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования. 3
Таким образом, внешний мониторинг фокусируется на оценке результатов и условий образования извне, а внутренний — на анализе образовательного процесса внутри школы.