Традиционная система оценивания и IRT (Item Response Theory) в современных тестах отличаются подходом к анализу результатов. 24
Традиционная система предполагает, что для каждого обучаемого формируется тест определённой длины из заданий, выбранных случайным образом. 3 При этом тесты отличаются по сложности, и итоговая оценка формируется по числу правильных ответов с учётом весовых коэффициентов заданий. 3 Недостатком такого тестирования может быть ситуация, когда слабому студенту попадается сложный тест и, как следствие, — практическое отсутствие ответов. 3 С другой стороны, сильный студент может получить лёгкий тест и не реализовать свои способности. 3
IRT — это подход, в котором внимание уделяется каждому отдельному заданию или вопросу. 2 В отличие от традиционной системы, IRT рассматривает вероятность правильного или желаемого ответа на конкретное задание в зависимости от способностей или характеристик респондента. 2
Ещё одно отличие заключается в том, что в традиционной системе все задания считаются равнозначными и взаимозаменяемыми. 4 IRT, в свою очередь, утверждает, что каждое задание имеет разную сложность. 4
Таким образом, IRT позволяет проводить более точное и дифференцированное тестирование, создавать адаптивные тесты, где следующие задания выбираются на основе ответов на предыдущие, и оценивать изменения в способностях или отношениях с течением времени. 2