Традиционная система образования отличается от других мировых систем, например прогрессивного или прагматичного образования, по нескольким параметрам:
Цель обучения: традиционная система нацелена на передачу определённого объёма знаний, которые ученик должен освоить. 4 Прогрессивное обучение направлено на подготовку учащихся к активному участию в жизни социума. 4 Прагматичное образование фокусируется на развитии тех способностей, которые пригодятся человеку в будущем. 5
Подход к обучению: традиционный подход сосредоточен на структуре, дисциплине и запоминании. 4 В прогрессивном обучении акцент делается на творчестве и критическом мышлении. 4 При прагматичном образовании ученик сам определяет качество и количество обучения, а основной упор сделан на оценку, которую он получит за сделанную работу. 5
Роль учителя: в традиционной системе учитель — активный источник информации, а ученики — пассивные слушатели. 4 При прогрессивном подходе учитель выступает в роли фасилитатора, тренера и товарища по учёбе. 4 При прагматичном образовании учитель не диктует правильные ответы или способы решения задач, а ребёнок сам принимает решения. 4
Учёт индивидуальных особенностей: в традиционной системе индивидуальные особенности развития учащихся не учитываются при составлении учебных программ. 2 Программы рассчитываются на средний уровень интеллектуального развития личности. 2 При прогрессивном подходе акцент делается на персонализированном исследовательском обучении, в котором дети сами принимают решения. 4 При прагматичном образовании уровень образования определяется потребностями, способностями и материальными возможностями семьи. 5