Основное отличие технологии проблемного изложения от объяснительно-иллюстративного метода заключается в уровне мыслительной активности учащихся. 1
Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. 1 Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным. 1
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. 1 Суть метода в том, что преподаватель ставит задачу и сам её решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. 1 Учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющих его средств. 1
Таким образом, при объяснительно-иллюстративном методе учащиеся пассивны, а при проблемном изложении — участвуют в процессе обучения, становясь как бы соучастниками научного открытия. 45