Профессиональное становление человека в условиях непрерывного образования отличается тем, что это целенаправленный и поэтапный процесс. 1 Он охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. 1
Некоторые отличия профессионального становления в условиях непрерывного образования:
- Вертикальная мобильность. 2 Переход от одного уровня образования к другому по различным образовательным траекториям (например, среднее профессиональное образование — бакалавриат — магистратура — аспирантура — докторантура). 2
- Горизонтальная мобильность. 2 Обновление, расширение и приобретение новых знаний и умений, компетенций человека в рамках существующего «образовательного ценза» (например, дополнительное образование: различные формы переподготовки и повышения квалификации). 2
- Возможность многоразовых смен профессиональных и образовательных траекторий. 5 Например, получив техническое образование, индивид далее получает дополнительные профессиональные квалификации, затем происходит смена траектории: он получает второе высшее гуманитарное образование, занимается управленческой деятельностью, повышая там свою управленческую квалификацию, потом возвращается, например, к инженерной деятельности и добирает технические знания. 5