С точки зрения психолингвистики письмо и чтение отличаются по ряду параметров: 3
- Письмо — сложный осознанный вид речевой деятельности, который включает ряд операций: анализ звукового состава слова, фразы, восприятие и удержание информации в памяти, припоминание образа графемы и её перевод в буквенный код, актуализация моторного образа буквы, перешифровка в серию тонких движений руки, соответствующих образу буквы, собственно написание слова, фразы, текста. 2 В отличие от устной речи, которая формируется непроизвольно и протекает автоматизированно, письмо сначала выступает как осознанные действия, и только постепенно становится навыком. 13
- Чтение с точки зрения психолингвистики рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, теснейшим образом связанный со всеми видами речевой. 1 Чтение играет важную роль в сохранении и передаче социального опыта человечества, в обучении и воспитании ребёнка, в формировании его личности. 1
Таким образом, главное отличие в том, что если устной речью ребёнок овладевает сам, в процессе взаимодействия со взрослыми, то письменной речи необходимо специально учить. 5