Первое и третье уровни речевого развития отличаются по ряду характеристик.
Первый уровень характеризуется полным или частичным отсутствием речи. 1 Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой. 1 Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов. 1 Названия действий дети часто заменяют названиями предметов и наоборот. 1 Звукопроизношение смазанное, артикуляция нечёткая, невозможен произнос многих звуков. 1 Звуковой анализ слова для детей недоступен. 1
Третий уровень характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 1 Чаще всего дети используют распространённые предложения, пытаются употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции. 3 Словарь таких детей включает все части речи. 3 Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. 3 Появляются первые навыки словообразования, но дети не могут производить прилагательные от существительных и образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом. 3
Таким образом, при первом уровне речь практически отсутствует, а при третьем уровне наблюдается более развитая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.