Педагогический такт отличается от формализма и авторитарного подхода тем, что он предполагает гибкость и обоснованность применения методов, приёмов и форм педагогического воздействия. 25
Формализм характеризуется рамками и шаблонами, которые приводят к низкому качеству обучения и подрывают авторитет педагога. 3 Педагогический такт, напротив, требует от педагога критичности и самокритичности в оценке своего труда, нетерпимости к формализму, застою мысли и дела, бюрократизму. 3
Авторитарный подход предполагает, что педагог выстраивает взаимоотношения с детьми, исходя из того, что его личность главнее, чем личности детей, в силу уровня его знаний, жизненного опыта, социального положения и т. д.. 2 Такой педагог общается с детьми посредством приказов, инструкций, угроз, выговоров. 2
Таким образом, педагогический такт направлен на установление взаимопонимания и духовной общности между воспитателем и воспитанником, в то время как формализм и авторитарный подход создают психологически тяжёлую и напряжённую обстановку, отрицательно влияющую на учебные успехи детей. 12