Основные отличия педагогических концепций А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского:
- А. С. Макаренко считал, что воспитание должно осуществляться через коллектив, который трудится и воздействует на развитие отдельного участника этого коллектива. 4 Ребёнок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. 9
- В. А. Сухомлинский ставил ребёнка на приоритетную позицию в воспитательном процессе: он — субъект воспитания, имеющий свою ценность, потребности и индивидуальные свойства, на раскрытие которых должен быть ориентирован воспитательный процесс. 4 Основные цели обучения — свободное, самостоятельное развитие ребёнка как личности и раскрытие индивидуальности. 10
Таким образом, Макаренко воспитывал через коллектив, а Сухомлинский развивал личность путём индивидуального подхода. 7