Пятибалльная и 12-балльная системы оценки успеваемости отличаются количеством баллов и критериями оценивания.
Пятибалльная система предполагает следующие оценки: «1» — слабые успехи, «2» — посредственные, «3» — достаточные, «4» — хорошие, «5» — отличные. 1 При этом сложно точно оценить знания согласно заданным критериям, а рост уровня знаний ученика не оценивается с объективной точки зрения. 2
12-балльная система включает следующие уровни успеваемости: 3
- Начальный (от 1 до 3 баллов) — ученик различает и распознаёт предмет, поверхностно знаком с ним. 2
- Средний (от 4 до 6 баллов) — ученик воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности. 1
- Достаточный (от 7 до 9 баллов) — ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно использует знания в стандартных ситуациях. 1
- Высокий (от 10 до 12 баллов) — знания ученика глубокие, твёрдые, системные, он умеет использовать их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отличается умением самостоятельно оценивать разнообразные ситуации, явления и факты, проявлять и отстаивать личную позицию. 1
Таким образом, 12-балльная система позволяет более тонко дифференцировать успеваемость учащихся, учитывая различные качественные характеристики усвоения материала. 25