Наблюдение отличается от других методов изучения педагогического опыта, например от беседы, педагогического тестирования или эксперимента, тем, что наблюдение предполагает планомерное изучение объекта, процесса или явления в естественных условиях. 14
Некоторые особенности наблюдения:
Другие методы, такие как беседа или тестирование, предполагают непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. 4 Эксперимент, в свою очередь, предполагает исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. 4
Наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами, так как у него есть недостатки: наблюдение не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. 1