Метод «шести шляп» отличается от традиционного мозгового штурма тем, что он позволяет рассмотреть проблему с разных сторон. 35
Мозговой штурм направлен на оперативное решение проблем и предполагает, что участники генерируют максимальное количество идей для поставленных задач. 3 При этом идеи рассматриваются поверхностно, без тщательности. 1
Метод «шести шляп» — это продвинутая версия классического мозгового штурма, которая имеет игровую форму. 5 Каждый участник попеременно «надевает» одну из шляп — определённую категорию мышления: 35
- Синяя шляпа — организация мышления, её примеряет только ведущий, который формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги. 35
- Белая шляпа — информация, участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию. 35
- Красная шляпа — эмоции, эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам её решения. 35
- Чёрная шляпа — осторожность, пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу, участники обсуждают её негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения. 35
- Жёлтая шляпа — преимущества, участникам необходимо найти выгоду, скрытые полезные ресурсы и возможности. 35
- Зелёная шляпа — творчество, генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения. 35
Таким образом, метод «шести шляп» эффективен при нахождении оптимального решения среди множества проблем, а мозговой штурм полезен в поисках инновационных решений и новых направлений. 1