Некоторые отличия маркетинговой модели управления от японской модели:
Ориентация на успех:
- Маркетинговая модель: успех фирмы зависит от того, насколько удачно она вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. 14
- Японская модель: основной принцип — совершенствование работы всего предприятия как единого целого. 5
Подход к принятию решений:
- Маркетинговая модель: используется ситуационный подход, при котором внутренняя организация управления является ответной реакцией на изменения во внешней среде. 15
- Японская модель: предусматривается коллективная ответственность за выработку, принятие и исполнение решений. 3
Отношение к сотрудникам:
- Маркетинговая модель: сотрудники воспринимаются как самостоятельные личности, креатив и свободное мышление коллектива делают предприятие интересным для потребителей и партнёров. 2
- Японская модель: используется механизм пожизненного трудоустройства, сотрудник нанимается на определённое место работы и трудится там эффективно и качественно, переходы на другие места не поощряются. 2
Таким образом, маркетинговая модель фокусируется на адаптации к внешним факторам и ориентации на потребителей, в то время как японская модель ориентирована на совершенствование работы всего предприятия как единого целого и на коллективную ответственность.