Личностно-ориентированный подход в педагогике и культурологический имеют разные подходы к организации образовательного процесса.
Личностно-ориентированный подход предполагает, что первостепенное место в педагогической системе занимает личность с её самобытными качествами и самоценностью. 2 Содержание образования строится на основе учёта этих критериев. 2 Этот подход нацелен на обеспечение личностного роста и развития всех субъектов учебно-воспитательной деятельности, включая учащихся и педагогов. 2
Некоторые принципы личностно-ориентированного подхода:
- Принцип самореализации. 2 Предполагает пробуждение и активное задействование умственных, физических, творческих способностей. 2
- Принцип индивидуальности. 28 Предполагает разработку условий для личностного развития, учёт индивидуальных особенностей развития каждого учащегося и создание условий для их дальнейшего развития. 2
- Принцип субъективности. 2 Предполагает разработку такой образовательной и воспитательной системы, при которой каждый её участник станет полноценным и полноправным субъектом социальной жизнедеятельности. 2
- Принцип выбора. 2 Предоставляет ребёнку права самостоятельного выбора цели, направлений деятельности, способов и методов организации своей жизнедеятельности. 2
Культурологический подход предполагает, что учащийся выступает субъектом культуры, он наделён духовно-нравственными основами социального поведения, способностью к культурному развитию и культурному самовыражению, реализации своего творческого потенциала средствами культуры. 1
Некоторые характеристики культурологического подхода:
- В основе лежат культурные традиции, которые определяют содержание образовательного процесса. 1
- Осуществляется учёт национальной идентичности, религиозных верований, исторического наследия учащихся в системе образования. 1
- В воспитательной и образовательной деятельности используется опыт семьи и социокультурного наследия учащегося. 1
- Содержание образования ориентируется на развитие культурной личности, наделённой духовными свойствами и нравственными ориентирами деятельности. 1