Классическая структура ретроспективы состоит из пяти этапов: 2
- Создание атмосферы. 2 Ведущий ставит цели ретроспективы, обозначает тайминг и делится ожиданиями от встречи. 2 Ещё одна цель этого этапа — настроить участников встречи, «растопить лёд» между ними и фасилитатором. 2
- Сбор информации. 2 Команда проводит обзор прошедшей итерации, обсуждает ключевые события. 2 Важно, чтобы на этом этапе мог выговориться каждый. 2
- Формирование понимания. 2 Участники либо напрямую делятся проблемами, либо выявляют их в процессе обсуждения. 2 Далее можно переходить к генерации идей по их решению. 2
- Выработка плана действий. 2 Участники решают, как можно улучшить рабочие процессы, чтобы решить найденные проблемы. 2 Например, скорректировать бэклог, уменьшить число кругов проверки или декомпозировать задачи. 2
- Завершение. 2 Команда фиксирует всё, к чему пришла в процессе. 2 Далее фасилитатор подводит итоги встречи, а участники благодарят его и друг друга за проведённое время. 2
Альтернативные подходы к ретроспективе могут включать, например:
- Ретроспективу по завершению релиза. 3 На этапе сбора информации обсуждается весь период, когда велась работа над релизом, и участвует не только команда, но и все эксперты, которых задействовали в этой работе. 3
- Ретроспективу, направленную на сплочение команды. 3 Выбирается определённое направление, которое на данный момент команде актуально: мотивация, открытость, доверие, коммуникация и прочее. 3 Далее подбирается соответствующая запросу модель проведения ретроспективы. 3
- Футуроспективу. 3 Команда сначала составляет желаемый образ продукта и себя через год, затем описывает своё текущее состояние, обсуждает получившуюся дельту и составляет план движения к желаемому будущему. 3
Таким образом, отличие классической структуры ретроспективы от альтернативных подходов заключается в выборе темы обсуждения и используемых техник для разных целей встречи.