Инструментальная одарённость и интеллектуальная отличаются сферой проявления и характеристиками.
Инструментальная одарённость связана со способами деятельности и включает в себя, например:
- быстрое освоение способов и приёмов выполнения того или иного вида деятельности, её успешное выполнение; 1
- изобретение и применение новых, более эффективных способов и приёмов деятельности для разрешения жизненных ситуаций; 1
- выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, что ведёт к новому видению ситуации и объясняет появление неожиданных идей и решений. 4
Интеллектуальная одарённость проявляется в познавательной деятельности и включает в себя, в частности:
- умение точно и глубоко анализировать содержание обучения, стремление осмыслить его философски; 1
- высокий уровень интеллекта, благодаря которому дети быстро и легко усваивают учебные предметы. 1
Таким образом, инструментальная одарённость связана с практическими аспектами деятельности, а интеллектуальная — с интеллектуальными процессами и способностями.