Формирующее оценивание и традиционный суммирующий подход имеют свои особенности и отличия.
Формирующее оценивание осуществляется в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение обучающихся. 3 Педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и даёт обратную связь по итогам обучения. 2 Цель такого оценивания — определить новые пути и формы обучения, исправить ошибки обучающихся и обеспечить обратную связь учителя с учениками. 34
Традиционный суммирующий подход помогает учителю проанализировать уровень усвоения материала классом. 1 Результаты оценивания сравниваются со стандартами, со среднестатистическими результатами, с результатами, определёнными контролирующими органами. 35 Чаще всего результатом оценивания становится отметка, которую ученик получает в различных видах — пятибалльная, стобалльная или десятибалльная и т. п.. 1
Таким образом, основное отличие в том, что формирующее оценивание обеспечивает индивидуальный подход к ученикам, а суммирующее — дает основание для выставления отметок. 2 При формирующем оценивании важным для ученика становится не отметка в дневнике, а полученные знания или дополнительная возможность их получить. 1