Экспертный подход к идентификации одаренности отличается от психометрического тем, что он позволяет в большей степени учесть специфику одаренности. 1
Психометрический подход предполагает использование традиционных тестов интеллекта и креативности для оценки результата деятельности. 4 Такие тесты не пригодны для диагностики признаков одаренности, так как последние характеризуют способы деятельности одаренного человека. 4 Психометрические тесты могут использоваться только в качестве одного из множества источников дополнительной информации, но не в качестве единственного критерия для принятия решения об одаренности ребёнка. 4
Экспертный подход предполагает привлечение специалистов, имеющих знания и опыт в определённом виде деятельности, для категоризации и идентификации одаренности. 1 При работе с детьми и подростками такими специалистами часто выступают педагоги. 1 Экспертная оценка одаренности ориентируется не только на результат, достигнутый ребёнком в настоящий момент, а затрагивает потенциальные возможности, направление и оценку возможной динамики развития. 1 Акцент в таком подходе делается скорее на выявлении повышенных способностей ребёнка и организации условий, позволяющих ему реализовать этот потенциал. 1
Таким образом, экспертный подход более целесообразен при оценке специальной одаренности разных видов (музыкальной, спортивной, художественной, социальной и др.). 1 Психометрический подход допустимо использовать при формировании выборок академически одаренных детей и подростков, но с учётом неравномерности развития в детском и подростковом возрасте и трудностей в дифференциации одаренности и обученности, экспертный подход всё же предпочтительнее. 1