Дизорфография отличается от других нарушений письменной речи, например дисграфии, тем, что при дисграфии нарушается преимущественно фонематический принцип написания, а дизорфография связана с трудностями усвоения морфологического и традиционного принципов правописания. 59
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. 24 Например, при оптической дисграфии дети испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме, искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. 2 При акустической дисграфии дети на письме допускают замены и смешения звуков, сходных по звучанию. 2
Дизорфография, в свою очередь, проявляется большим числом орфографических ошибок, неспособностью заметить в тексте те или иные орфограммы, вычленить закономерности в написании, запомнить и применить правила орфографии. 6 Даже если ребёнок заучивает правила наизусть, он не может ими воспользоваться, так как не способен выделить в тексте орфограммы, к которым нужно применять эти правила, испытывает трудности с подбором проверочных слов. 6
При этом дизорфография и дисграфия тесно связаны между собой и имеют в своей основе единый механизм — несформированность языкового (речевого) развития. 59