Дидактический рассказ отличается от других словесных методов обучения тем, что подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. 3 Он используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объём и длительность. 3
Некоторые отличия рассказа от других методов:
- Рассказ-вступление готовит учащихся к восприятию нового учебного материала, формирует интерес и потребность в приобретении новых знаний. 2 Этот вид рассказа характеризуется относительной яркостью и эмоциональностью. 2
- Рассказ-изложение раскрывает содержание новой темы. 2 Ему присущи чёткая логическая последовательность, выделение основного, существенного, применение иллюстраций и убедительных примеров. 2
- Рассказ-заключение предусматривает выделение основных мыслей, формулирование выводов и обобщений, постановку задач для дальнейшей самостоятельной работы. 2
Другие словесные методы обучения отличаются по своим особенностям:
- Объяснение — это словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приёмов действий, презентация опытов. 3
- Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путём постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. 1
- Лекция отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний. 1