Адаптированная программа и инклюзивное образование имеют разные подходы к обучению детей с особенностями развития.
Адаптированная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей. 12 Программа нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и реальными возможностями ребёнка. 1 Она может включать изменение содержания образования, использование специальных методов, приёмов, форм и средств обучения, индивидуализацию обучения и другие элементы. 2
Инклюзивное образование предполагает, что все дети, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со сверстниками без инвалидности. 4 При таком подходе система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. 2 Инклюзивное образование способствует тому, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. 2
Таким образом, адаптированная программа фокусируется на индивидуальных особенностях ребёнка с ОВЗ, а инклюзивное образование предполагает включение всех детей в общий образовательный процесс. При этом адаптированные программы не противоречат инклюзивному образованию, а, наоборот, дополняют его. 5