Согласно теории вежливости П. Браун и С. Левинсона, различия между негативной и позитивной вежливостью заключаются в направленности общения. 12
Позитивная вежливость ориентирована на «позитивное лицо» слушающего (положительное представление самого себя) и основана на сближении и солидарности. 12 Говорящий стремится выразить, что принимает и разделяет, по крайней мере частично, желания и потребности слушающего. 2
Негативная вежливость, в отличие от позитивной, ориентирована на уважение «негативного лица» слушающего и основана в первую очередь на дистанцировании (избегании). 2 Стратегии негативной вежливости призваны показать отсутствие коммуникативного давления и заверить слушающего в том, что его свобода действий не будет ограничена. 2
Таким образом, позитивная вежливость направлена на сближение, а негативная — на формальность. 4