Особенности восприятия классической музыки в разном возрасте:
- Дети четвёртого года жизни способны эмоционально откликнуться на музыку, воспринять её общий характер и настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. 1 При определении общего характера музыки малыш ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое-либо одно, чаще всего темп, реже — тембр или динамику. 1
- На пятом году жизни дети могут слышать большее количество средств музыкальной выразительности — сначала два (чаще всего темп и тембр или темп и динамику), затем три и более. 1
- Дети старшего возраста способны осознанно воспринимать музыкальную речь, самостоятельно определять жанровую основу произведения, его характер. 1 Они чувствуют трёх- и четырёхчастную форму, музыкальную фразировку, более тонкие темповые и динамические изменения, ладовую окрашенность. 1 Самые музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятия. 1
Также стоит отметить, что восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером и эмоциональностью. 2 Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. 2